четверг, 11 июля 2013 г.

2012/11/03 Смерть и Буссоль

Это типичная игра двух профессионалов в угадывания действий друг друга, дезинформацию и заманивание в засаду. Так мыслят военные, разведчики, преступники и т.д. – “стратегия” называется. В частности этот рассказ Борхеса рекомендует еврею-убийце Реду Шарлаху (“Красная Скарлатина” употребляет слово “гоим” и сообщает что его “пытались обратить в христианство”) использовать знания противника о евреях против самого противника + выжидать и использовать удачные “гамбиты” посланные ему Богом.

Из названия рассказа и концовки, где всплывает геометрия и ссылка на философов (и на парадокс Зенона, если не ошибаюсь) можно предположить что имя следователя тоже неслучайно: с немецкого переводится как “Платан (Platanoides) Красный”. Где Платан это скорее всего намёк на Платона, а Красный это чувственность, которая и подводит следователя.

В рассказе Борхес описывает коренную разницу между еврейским “каббализмом” и европейской “философией”. Если еврей допускает наличие некоего абстрактного непознаваемого разумного трансцендентного Абсолюта, смиряется с ним и доверяется ему и опирается на него и стремится, отталкиваясь от него, к конечному конкретному результату (мести, сапфирам и т.д.), то европейские рационалисты наоборот, начинают от чего то конкретно-простого и стремятся “забраться в бесконечность”, “коснуться абсолюта”, и в этом стремлении “изобретают проблему”, а не решают её. И в этом, мол, главная причина их фэйлов, по Борхесу. С другой стороны в этом главная причина и всех достижений Философии в том числе, по-моему.

Насколько я понимаю логику Борхеса и его коллег – любой еврей на месте следователя, осознав что следующая жертва это тот кого он итак давно мечтал засадить-застрелить лишь обрадовался бы и пил бы себе кофе спокойно. Тем более что убивали то всё время “не наших” – чего вообще было суетиться? Бандит-еврей тоже Красный, даже ещё краснее, но он идёт в конкретную точку, к конкретной цели, его чувственность помогает ему оставаться в чёрной реальности, отталкиваясь от белого Абсолюта. Следователь Лённрот, вроде бы рационалист, на самом деле тоже чувственен. Он амбициозен и это заставляет его действовать “с точностью до наоборот” и даже “платоническая дисциплина мысли” его в итоге не спасает – потому как именно с её помощью он традиционно идёт навстречу Богу-Риму-Христу и т.п., а Иегова то, оказывается, злой. И кому как не евреям быть об этом в курсе: “они тут за него отдуваются”. Надо, мол, идти не навстречу, а “в ногу с Иеговой, и не оглядываться”. От так от====


Комментариев нет:

Отправить комментарий